Якуб Колас, попав в эти края учительствовать в 1902 году, писал, что Люсино — место неприветливое, улицы завешены лаптями. Сегодня этот полесский агрогородок, насчитывающий более 500 лет от роду, изменился до неузнаваемости: сюда пришла цивилизация, но, при этом его жители бережно хранят свое прошлое, богатое традициями.
Люсинцы – народ особенный. Живя среди болот, люди научились извлекать из своего сложного географического положения выгоду, поставив непригодные земли себе на службу, сделав их источником дохода. И сегодня люсинские женщины, старики и даже дети зарабатывают на жизнь сбором клюквы. А что касается окружающих лесов, являющихся также местом работы для многих полешуков, то когда на деревья напал коварный короед и их стали массово вырубать, люсинцы встали на их защиту. «Лес – наш», — твердо заявили они, и никто так и не смог убедить народ в обратном. Староста деревни Любовь Занько подтверждает, что ее земляки такие – знающие себе цену, но при этом трудолюбивые и хозяйственные.
КВАС ДЛЯ КОМПОЗИТОРА
Пожалуй, местная школа-сад – одно из самых почетных мест в агрогородке. Школа, конечно же, носит имя Якуба Коласа, преподававшего в ней 2 года. В Люсино писатель начал работу над своей автобиографической повестью – трилогией на «На росстанях». В 1992 году к 100-летию со дня рождения песняра белорусского слова в школе открыли литературно-этнографический музей, в котором и сейчас с любовью встречают гостей, показывая им лучшее, рассказывая интереснейшее. К слову, недавно там побывали участники профсоюзной республиканской акции «Мы – вместе». Сотрудники школы встречали их гостеприимно, даже столы накрыли, причем, в стиле 1900-х годов – с мачанкой, блинами, квасом, да не с тем, что пьют, а с тем, что едят сейчас и ели в прошлом и позапрошлом веках. Среди гостей был и композитор Эдуард Ханок. Квас ему пришелся по нраву, даже рецепт у повара попросил. Директор школы Валентина Зеленко при этом заметила, что учебное заведение богато традициями и людьми, умеющими их хранить. К слову, не много встретишь в стране школ, берущих свое начало несколько веков тому назад. Люсинская школа ведет отсчет с 1898 года, с трехклассного училища, в котором учителем работал Максим Фурсевич, тот самый, дававший уроки маленькому Косте – будущему писателю Якубу Коласу. А потом судьба так распорядилась, что сюда же ненадолго попал и сам писатель. Учил он в местной школе 35 мальчишек и 2 девочек. Валентина Зеленко дополняет, что школе есть кем гордиться и помимо Коласа.
— Среди наших выпускников – кандидаты физико-математических и сельскохозяйственных наук Михаил Наумик и Виталий Рылка, трое бывших учеников в разное время возглавляли наше учебное заведение, — хвастает Валентина Вячеславовна.
«ХОТИМ МОЛИТЬСЯ В СВОЕМ ХРАМЕ»
Сегодня в Люсино проживают без малого 1300 человек. На территории агрогородка есть все необходимое для жизни: отделение банка, почта, амбулатория, клуб, библиотека, магазины и даже пожарно-спасательный пост. Не хватает одного – храма. Верующим приходится проделывать 5-тикилометровый путь, чтобы помолиться. Потому еще несколько лет назад сельчане приняли решение о возведении православной церкви. В сентябре этого года дело сдвинулось с мертвой точки. С участием архиепископа Пинского и Лунинецкого Стефания прошло освящение строительства храма во славу Покрова Пресвятой Богородицы. Староста деревни подмечает, что люсинцы – не меркантильные люди, помимо материального думают и о духовном. К слову, храм в населенном пункте был, но после установления на Полесье Советской власти его разрушили.
МЕСТНАЯ ПОЛИГЛОТКА
Среди местных знаменитостей – 25-летняя Оля Макаревич. У девушки с детства серьезные проблемы со здоровьем, но благодаря своему сильному характеру она с ними успешно справляется. Чтобы не дать болезни окончательно себя победить, решила заняться изучением иностранных языков. И сегодня она по праву может считать себя полиглотом, ведь знает русский, белорусский, английский и немецкий, испанский – в стадии изучения. В сферу интересов девушки входят и рок-музыка и живопись. Она попробовала себя в разных техниках, работала с разными материалами и наконец нашла свое – карандаш. Портреты, написанные карандашом – лучшие. Светлане не надо позировать, она рисует по фотографиям. Уже создала работ на целую выставку. «Мне очень нравится Григорий Лепс, его портрет не был одним из первых, но он явно один из лучших», — делится впечатлениями Макаревич.
…Когда над Люсино зависают ранние осенние сумерки, на улицах, а их в деревне больше десятка и даже есть 2 переулка, становится тихо. Народ, как в старые добрые времена, топит печки, варит картошку и жарит сало. Делают это люсинцы по-особому вкусно. Спрашиваю, какой секрет знают? Говорят, надо своими руками вырастить и картошку, и поросенка. Тогда и получается ну очень вкусно!
Галина СТРОЦКАЯ, Беларускі Час