Количество киберкраж каждый год растет во всем мире. Злоумышленники придумывают изощренные методы выманивания конфиденциальных сведений с чужих банковских карт. На первом месте по распространенности сегодня – телефонные махинации и воровство денежных средств с помощью фишинговых сайтов.
На днях УСК по городу Минску возбудил уголовное дело по ч. 4 ст. 212 «Хищение имущества путем модификации компьютерной информации, совершенное в особо крупном размере». 26-летняя минчанка лишилась более 40 тыс. рублей после разговора с лжесотрудником банка. На мобильный телефон девушке позвонил неизвестный мужчина. Он представился работником службы безопасности одного из банков и сообщил, что со счета минчанки пытаются списать деньги. Мошенник убедил девушку в необходимости перевести все средства на «безопасный» счет, для чего она предоставила звонившему сведениями обо всех картах, зарегистрированных на ее имя. Она также сообщила ему коды из SMS-сообщений.
После перевода денег злоумышленник заявил, что воры успели оформить на минчанку кредит. Чтобы отменить операцию, он предложил оформить новый кредит. По словам потерпевшей, звонивший был очень настойчивым и даже угрожал уголовной ответственностью за отказ совершить требуемые им действия. В итоге девушка оформила кредит на сумму более 17 тыс. рублей.
Потерпевшая сообщила данные только что полученной кредитной карты, включая CVV-код. Назвала она и код из SMS-сообщения, который требовался для подтверждения операции. Не обратив внимания на предупреждение, что эту информацию нельзя сообщать даже сотрудникам банка, девушка выполнила все требования звонившего.
К сожалению, подобных примеров масса. Мы уже рассказывали [1], как действуют «аферисты-романтики» в соцсетях. В прошлом году количество любовных афер возросло почти на 20%. Одиночество и пандемия создали для мошенников идеальные условия, ведь их жертвами становятся люди, ищущие любовь. В большинстве случаев жертвы «аферистов-романтиков» – одинокие женщины.
Как себя вести, если вам позвонили
Правоохранители безустанно предупреждают, что деньги с карт-счетов крадут, только если держатель карты сообщит ее реквизиты третьим лицам. Но киберграбежи совершаются вновь и вновь.
Напомним: ни в коем случае нельзя переходить по ссылкам, высылаемым неизвестными собеседниками. Нельзя предоставлять третьим лицам сведения об учетной записи в интернет-банкинге и мобильном банкинге.
Если вам звонят с подобными просьбами и представляются сотрудниками банка, прекратите этот разговор и при необходимости перезвоните в клиентскую службу вашего банка. Номер, по которому можно звонить круглосуточно, указан на банковской карте.
Более подобную инструкцию того, как не стать потерпевшим, портал 1prof.by предоставлял [2].
Что делать, если уже сообщил пароли от карт?
Если человек сообщил мошеннику пароли от карт, прежде всего, их надо срочно заблокировать. Может произойти и так, что жертва сообщила еще и паспортные данные, которые нужны для получения доступа к МСИ. Межбанковская система идентификации дает последующий доступ в интернет-банкинг. Если клиент предоставил доступ в интернет-банкинг, надо позвонить в контакт-центр для блокировки системы.
К сожалению, если мошенникам удалось выманить данные и оформить онлайн-кредит, его придется выплачивать. Не забудьте обратиться с заявлением в банк и милицию для поиска мошенников. Но, как показывает практика, раскрываемость [3] по таким уголовным делам не превышает 15%. Правоохранители объясняют это тем, что мошенники научились действовать быстро и виртуозно, вычислить их крайне сложно.
Кто обычно страдает от кибермошенников
Правоохранителям удалось составить портрет среднестатистической жертвы. Самыми уязвимыми являются экономически активные мужчины и женщины в возрасте от 30 до 50 лет. Причем женщины из данной категории становятся жертвами в 60% случаев. Не редко в сети мошенников попадают и пенсионеры от 60 лет и старше.
Например, год назад основным способом совершения киберпреступлений стало создание фейковых страниц в «Одноклассниках». Люди старшего возраста активно пользуются этой социальной сетью.
В 2021 году кибермошенники сконцентрировались на хищении персональных данных граждан и компаний для дальнейшего использования, в том числе продажи. Злоумышленники перешли в Viber и Whatsapp и стали действовать от имени сотрудников службы безопасности банка, кредитной организации или правоохранительных органов. Активно использовали злоумышленники и схему, связанную с продажей товаров через популярные доски объявлений.
Подготовила Наталья МАРЦИНКЕВИЧ
Фото из открытых интернет-источников
Ссылки в статье:
[1] рассказывали: https://1prof.by/news/stil-zhizni/kak-dejstvujut-aferisty-romantiki-v-socsetyah/
[2] предоставлял: https://1prof.by/news/obshhestvo-i-profsoyuzy/kogda-bankovskie-kartochki-v-opasnosti-v-nacbanke-i-mvd-rasskazali-kak-zashhititsya-ot-dejstvij-moshennikov/
[3] раскрываемость: https://1prof.by/news/v-strane/v-belarusi-rastet-chislo-zhertv-kiberprestupnikov-kto-chashhe-drugih-popadaetsya-na-ih-udochku/